Учебные успехи зависят от товарищей по учёбе
Молодые люди выбирают друзей не за их академические успехи, однако именно друзья заставляют друг друга учиться лучше или хуже.
Исследователи образования обычно выделяют четыре фактора, оказывающих влияние на успеваемость школьников и студентов: социально-экономический статус семьи, время, потраченное на самостоятельное обучение и подготовку к занятиям, время, потраченное на дополнительную рабочую занятость и хобби, а также университетская или школьная среда. Но университетская среда – это не только преподаватели и образовательные методы, не только конференции, исследовательские проекты и пр., это ещё и сами студенты. И именно фактор социального окружения учащихся, фактор друзей-однокурсников, во многом недооценивают – несмотря на то, что во многих научных работах было показано, что друзья-однокурсники своим примером влияют на поведение и успеваемость друг друга.
С другой стороны, недооценка «фактора друзей» и споры вокруг него возникают из-за того, как его оценивают. Например, в качестве социального окружения могут рассматривать случайным образом сформированную учебную группу, а положение учащегося в социальной сети представлять как статическое и не подверженное изменениям. Такой подход не даёт адекватно проанализировать ситуацию. Социальное окружение складывается в результате осознанного выбора, причем этот выбор не статичен, а весьма изменчив. Социальные сети с течением времени существенно меняются, особенно если речь идёт о студентах-первокурсниках. К примеру, студент может раздружиться с однокурсником, который получает низкие оценки, и стремиться подружиться с более успевающими учащимися – или же наоборот.
Сотрудники Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ) попробовали выяснить, обращают ли внимание студенты на успеваемость потенциальных друзей среди однокурсников, и влияют ли друзья и помощники по учёбе на академические достижения друг друга. Для этого исследователи проанализировали социальные связи 117 студентов первого курса факультета экономики одного из российских университетов. В статье в PLoS ONE говорится, что просто помощники по учёбе на самом деле на успеваемость никак не влияют. А вот друзья – влияют. Если студент подружился с кем-то, кто хорошо успевает, то и сам он начнёт лучше учиться. И наоборот: дружба с плохо успевающим студентом может впоследствии снизить успеваемость у его друзей.
Что до выбора, с кем дружить, то тут учащиеся мало ориентируются на успеваемость. В целом студенты склонны дружить с теми, кого они знали до поступления в университет, с представителями своего пола и одногруппниками.