СРЕДА ИННОВАЦИЙ. «Из-за пандемии к виртуальным технологиям стали относиться серьезно, а это уже диалог другого уровня»
В рамках международного форума «Открытые инновации» традиционно проходит выставка инновационных разработок Startup Expo. Как и весь форум в этом году, экспозиция работает в онлайн-формате. И это не просто «страница с картинками», а полноценный интерактивный сервис для общения экспонентов с потенциальными заказчиками, инвесторами, партнерами.
—Назовите главную задачу, которую решает ваша команда. Технологии VR в образовательных целях используют многие, чем отличается ваш проект?
— Проект запустился не сразу, чтобы ему созреть, понадобилось несколько лет, пока мы, молодые доктора, набирались опыта. Сложнее всего нам было пробиться сквозь теорию, горы медицинских карт и почти полное отсутствие необходимой практики. Сегодня ни один студент не готов к встрече со своим первым пациентом, и мы эту проблему стремимся исправить — разрабатываем доступную технологию по созданию цифровых аватаров пациентов и виртуальных моделей органов, чтобы и молодые, и опытные специалисты отрабатывали свои диагностические и хирургические навыки.
Сама идея разработки виртуальных симуляторов живет уже давно: первые упоминания в литературе датируются началом 1990-х. Почему же за 30 лет особо ничего не изменилось? Нельзя учить медиков на компьютерных моделях в стиле первой Лары Крофт, потому что такое обучение формирует неправильное восприятие реального человека. Наши модели намного реалистичнее. Кроме того, мы используем технологии искусственного интеллекта и виртуальной реальности. Наш AI, встроенный в модели и аватары, выступает для молодого врача «персональным ментором». Алгоритмы отслеживают прогресс в обучении пользователя, следят даже за движениями его зрачков и могут определить, к чему он уже готов, а чему еще надо поучиться.
В сфере медицинского образования ключевым сегодня является именно сочетание VR и AI. Сегодняшний уровень этих технологий предлагает возможности, которые не были доступны никогда и никому. Если раньше мы могли не попасть к сильному эксперту, который нашел бы время чему-то нас научить, то теперь каждый из нас сам имеет доступ ко всем необходимым знаниям и практикам. Абсолютно ко всем.
— Вы называете команду своего проекта «совершенно уникальной» — в чем это заключается? И как, кстати, расшифровывается NOE?
— Для создания действительно эффективной технологии нужна команда, собрать которую на джоб-сайтах практически невозможно: должен быть путь в несколько лет тесного общения. Каждый участник команды обладает кросс-компетенциями, поэтому мы разговариваем на понятном друг другу языке. Например, я по специальности офтальмолог и имею больше 20 лет опыта цифрового дизайна, поэтому мне просто понять, с помощью каких инструментов можно реалистично визуализировать любую патологию, а потом объяснить это программистам на «компьютерном» языке. И так у нас с каждым сотрудником.
Изначально NOE расшифровывался как New Ophthalmic Era. Мы сразу поставили для себя высокую планку, так что название обязано было ассоциироваться с инновационными организациями, поэтому мы сразу стремились стать резидентами «Сколково». В процессе разработки мы поняли, что хотим и можем сделать больше, поэтому теперь работаем над созданием международного университета в виртуальной реальности. Название проекта сейчас расшифровывается уже как New Opportunities of Education.
— На ваш взгляд, какие самые важные изменения в медицине произошли во время пандемии или из-за нее?
— Главное изменение для отрасли — у представителей медицинской сферы изменилась модель мышления. Специалисты на вынужденной практике пришли к пониманию, что дистанционные технологии могут использоваться в работе и, более того, имеют серьезные преимущества. Например, можно обучаться новым навыкам и не контактировать при этом с зараженными. Ненужно тратиться на перелеты и гостиницы, чтобы пройти классическое обучение на конгрессах врачей и так далее.
Во главе цифровых изменений сегодня стоят дистанционные технологии. Речь не только о медицинском образовании и способах коммуникации вообще, но и, например, об электронных устройствах, отслеживающих данные о состоянии человека, которые могут своевременно обеспечить ему нужную помощь. К виртуальным технологиям люди стали относиться серьезно, а это уже диалог другого уровня.
2020 год запомнится важными изменениями в законодательстве, которые были нужны, но годами не происходили и тормозили развитие цифровых технологий. Например, приказ Минздрава России об утверждении «Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования на период до 2021 года» появился еще в 2017-м, но все эти годы носил, скорее, формальный характер. Теперь же он стал важным инструментом для развития технологий в сфере медицинского образования.
— Какие у вас ожидания от участия в мероприятии?