На конференции «Что есть жизнь?» обсудили информационную энтропию и экологию с точки зрения естественных наук
10 декабря в дистанционном формате прошла международная научная конференция «Что есть жизнь?», организованная кафедрой основ математики и информатики Российского нового университета (РосНОУ).
На конференции были заслушаны восемь докладов, подготовленных студентами и сотрудниками РосНОУ, а также Московского политехнического института.
Открыл конференцию руководитель научной школы РосНОУ Андрей Андреевич Агеев. Он рассказал о понятии «информационная энтропия», напомнил участникам историю его возникновения, привёл основные физические формулы известных учёных, занимавшихся данным вопросом — немецкого физика Рудольфа Клаузиса, рассмотревшего энтропию с точки зрения первого закона термодинамики, американского инженера и математика Клода Шеннона, бельгийского физика и физикохимика Ильи Пригожина.
Тему продолжила доцент кафедры РосНОУ Анна Балыкина, осветившая прикладное значение информационной энтропии.
Светлана Егорова, студентка первого курса института экономики, управления и финансов РосНОУ, рассмотрела основные подходы к определению информационной энтропии с точки зрения физики, информатики, экологии.
Другой важной темой конференции стала экология с точки зрения естественных наук. Были рассмотрены вопросы влияния термодинамической экологии на физические процессы, в том числе здоровье человека, воздействия различных сфер человеческой жизнедеятельности (особенно энергетики) на биосферу, снижения негативного влияния на экологию благодаря фундаментальным школьным знаниям и формированию культуры ресурсосбережения.
Широкие возможности обсуждения по каждому вопросу стали основой продуктивной работы конференции. Особое развитие получила тема информационной энтропии.
Доцент кафедры основ математики и информатики РосНОУ Анна Балыкина:
— Сегодня весь мир и многие его процессы существуют в дистанционном режиме, связанном с определенными сложностями не только информационно-технического, но и психологического характера.
Цифровизация приводит к стрессам и психическому расстройству личности, следовательно, к снижению эффективности образовательного процесса. При высокой энтропии у нас низкая производительность. Если мы приведём информационную энтропию (меру неупорядоченности) к равновесию, то добьёмся более благоприятного эффекта в сфере образования. Равновесное состояние энтропии в условиях тотальной информатизации помогает людям принимать решения быстро и без эмоций.
В результате дискуссии родилась идея провести расчёты эффективности равновесного состояния энтропии применительно к образовательному процессу. Полученные результаты будут представлены в секции «Равновесие информационной энтропии» конференции «Цивилизация знаний» в 2021 году. Надеемся, что по данным исследованиям в дальнейшем будет проводиться защита магистерских и кандидатских диссертаций.