Интересная Жизнь

«ШУСТРИК», который стал «УМНИКом»

17.02.2020 13:50

«ШУСТРИК», который стал «УМНИКом»

Всероссийский конкурс «ШУСТРИК» – программа для школьников, организованная Фондом содействия инновациям. «УМНИК» - это уже следующий этап. Он существует с 2007 года. За это время в программе приняли участие более 130 тысяч человек, а победителями стали свыше 18 тысяч молодых исследователей. Финалисты конкурса получают грант в размере 500 тысяч рублей на 2 года на развитие инновационного проекта. Лучшие проекты становятся объектами внимания краевых властей, общественных организаций и бизнес-сообществ. В дальнейшем многие участники успешно дорабатывают идеи и выходят со своими стартапами на рынок инновационных товаров и услуг.

Рассказывает Рафаэль Айвазов, который, будучи еще школьником, вышел в финал конкурса «ШУСТРИК», а достигнув совершеннолетия, смог продолжить работу над проектом, реализуя грант по программе «УМНИК»:

«О конкурсах фонда я узнал, когда учился в средней школе. В то время я только начинал участвовать в конференциях и проектной деятельности. В июне 2016 года в нашем городе Жуковском открылся Центр молодежного инновационного творчества (ЦМИТ). Руководители ЦМИТ попросили меня помочь с изучением принципов работы 3D-принтеров и другого цифрового оборудования. Пришлось оперативно освоить пару моделей 3D-принтеров, оптический сканер и режущий плоттер, а также моделирование в нескольких CAD-системах, что в дальнейшем помогло и продолжает помогать мне в институте.

Именно занимаясь в ЦМИТе, я впервые услышал о конкурсе «Шустрик». В рамках конкурса участникам были предложены кейсы из разных областей знаний, в том числе технических (аэрокосмические системы, композитные технологии и т. д.).

Поскольку о конкурсе я узнал в начале сентября, времени на подготовку проекта оставалось не так много. Я выбрал направление и задачу, которые были мне наиболее интересны. Тема моего проекта – технология создания отражающих в СВЧ диапазоне (x-диапазон) поверхностей, сохраняющих свою форму в широком диапазоне температур -50 до +50 градусов.

Данная тема больше всего заинтересовала меня, так как, на мой взгляд, была более приближена к науке, но в то же время была и практической.

В ЦМИТе мне помогли найти наставника. Им стал Олег Владимирович Павлович, сотрудник Научно-исследовательского института приборостроения им. Тихомирова В.В. На базе ЦМИТа я создал тестовые образцы и провел лабораторные исследования в НИИП.

Суммарно подготовка проекта заняла около 3 недель. В течение этих трех недель были проведены вначале теоретические расчёты и проверки гипотез. После этого были изготовлены образцы с применением нескольких технологий и затем проверены на практике в волноводе. Сама разработка заключается в создании отражающих поверхностей при помощи аддитивных технологий, что позволит ускорить и упростить процесс их ремонта и изготовления.

Через 4 дня после отправки заявки я получил письмо с приглашением участвовать в форуме «Открытые инновации», что означало уже своего рода победу. На форуме в Сколково я познакомился с единомышленниками, которые тоже были заинтересованы в проектной деятельности, и узнал много нового и интересного по своей теме.

Следующим шагом стало приглашение на «Марафон открытий» детских технопарков «Кванториум», именно там мне был вручен грант по программе «Умник». Чтобы получить его, нужно было дождаться совершеннолетия.

По достижении 18 лет я стал думать над путями развития проекта и реализацией гранта. Поскольку у меня уже были некоторые наработки по этой теме для «Шустрика», оставалось лишь усовершенствовать разработку.

Сейчас я уже перешел на второй год программы. В данный момент я работаю над оптимизацией и автоматизацией нанесения отражающего покрытия на поверхность образцов. В ближайшем будущем собираюсь пройти преакселерационную программу и продумать пути коммерциализации разработки.

На данный момент разработка ориентирована на использование в БПЛА (беспилотных летательных аппаратах). В дальнейшем будут исследованы другие возможности коммерциализации.

Источник

Читайте также
Редакция: | Карта сайта: XML | HTML